Полное и сокращенное наименование образовательной организации: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Елатомская средняя школа" Касимовского муниципального округа Рязанской области (МБОУ «Елатомская СШ»)
О школе
Школа сегодня – это уютные, светлые классы, оснащенные необходимым оборудованием, актовый зал на 240 посадочных мест, просторная столовая, два спортивных зала, которые укомплектованы всем необходимым спортивным оборудованием, в том числе для занятий спортивным туризмом. На территории школы функционируют: оборудованная спортивная площадка, имеются футбольное поле и хоккейная коробка.
В рамках государственной программы «Доступная среда» в школе созданы условия для обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В школе оборудована радиоточка, оснащённая профессиональной аудиоаппаратурой. В рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в 2020 году на базе школы открыт центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».
История школы
26 сентября 1873г. в городке Елатьма была открыта четырёхклассная прогимназия одновременно с другими четырьмя: в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе, Воронеже. Большая роль в учреждении гимназии принадлежит камергеру А.И. Граве, который с 1867 года в течение шести лет деятельно хлопотал и добился её открытия. В 1874 она была преобразована в шестиклассную, в 1881 - в восьмиклассную гимназию. Был также приготовительный класс.

Это было двухэтажное здание. Двор гимназии был обнесен деревянным забором с каменным фундаментом.
В гимназии учились дети дворян, чиновников, духовенства, городских сословий и в меньшей степени дети крестьян. Для поступления в гимназию требовалось окончить начальное училище или сдать за него экзамены при поступлении. Контингент учащихся гимназии был большей частью приезжий из других городов России: Н. Новгорода, Владимира, Тамбова, Пензы, Ржева, Твери, Новороссийска, Таганрога, а также из Польши. У гимназии было своё общежитие для приезжих учеников.

Все гимназисты во время учебного года обязаны были носить как внутри гимназии, так и вне ее стен форму: гимназическая фуражка синего цвета с белыми кантами и значком Е.Г. (Елатомская гимназия) в лавровом венке, серая блуза и такие же брюки на выпуск, зимой – серая шинель, застегнутая на все пуговицы. Позднее 7 часов вечера не разрешалось выходить на улицу. На вечера и спектакли ходили только с родителями.

Свою верхнюю одежду, а также фуражки гимназисты оставляли в шинельной.

Особенностью гимназии была церковь. Туда гимназисты обязаны были ходить по субботам и по воскресеньям. А каждое утро в 8 часов проходила общая молитва в зале, затем все расходились по классам.
Под церковью, которая располагалась на втором этаже, находился гимнастический зал, в котором проходили ученические литературно-вокальные вечера и спектакли, уроки гимнастики. Здесь выпускники сдавали экзамены, сидя за маленькими, широко расставленными друг от друга столиками.
Для особо провинившихся существовал карцер. Это узенькая комната, в которой была кровать с соломенным матрацем, одеялом и подушкой, столик, табуретка, на столе керосиновая лампа, тёплая печка. Окно располагалось высоко, метра два от пола. За серьёзные проступки ученикам полагалась отсидеть в карцере от 12 до 24 часов.
Классическая гимназия Елатьмы пользовалась большой известностью. В ней изучались произведения классиков русской и европейской литературы. А также иностранные языки: древнегреческий, латинский, немецкий, французский. Большое внимание уделялось изучению наук, этическому воспитанию.

В истории гимназии много славных учительских имён. В школе сохранились сведения о том, что одним из первых директоров гимназии был Тихий Иосиф Фёдорович, сумевший привлечь в гимназию высокоэрудированных преподавателей. Естественно, что гимназия стала культурным центром Елатьмы. Кроме основных предметов, в гимназии изучали музыку - под руководством Китлера, автора популярного вальса «Ожидание», а спортивной подготовкой руководил француз Дютруиль, блестящий фехтовальщик.
Русский язык преподавал автор одного из школьных учебников профессор Борис Фёдорович Гвоздиков. С 1908 по 1918 год священником в гимназии служил отец Сергий Златоустовский. Один из выпускников гимназии приводит в своих воспоминаниях слова отца Сергия о том, что «в нашей стране демократии не может быть, и для такой громадной и многоплеменной страны, как Россия, необходима единая власть - иначе Россия как государство пропадёт».
Физику и математику преподавал Франц Густавович Бельке, попавший в чёрный список за участие в демонстрации 1905 года. В гимназии работали и его дети: Бронеслава (французский язык), Андриан (история и рисование) и Витольд (физика). Последний в 1923 году стал заведующим Елатомским уездным отделом народного образования.
До сих пор благодарные ученики хранят в памяти имена поистине народных учителей: Виноградовой М.В. - выпускницы Строгановского училища; Суворова А.С. - выпускника юридического факультета Московского университета; Алексеевой Е.Н. - выпускницы Ленинградских высших женских курсов; Величковской М.Н. - выпускницы Епархиального Тамбовского училища. Продолжать этот список можно бесконечно.
В 1918 году Елатомская гимназия была переименована в Единую трудовую школу первой-второй ступени.
В конце 20-х - начале 30-х годов Елатомская школа была школой - девятилеткой с педагогическим уклоном. Во главе с учительницей французского языка Венедиктовой Варварой Мартемиановной учащиеся школы участвовали в ликвидации безграмотности, ходили в близлежащие селения и вели обучение на дому. В отдалённых сёлах просветительскую работу вели наряду с учителями и ученики- практиканты.
В годы Великой Отечественной войны на фронтах полегли и учителя, и выпускники школы: директор школы Пестряков И. И., заместитель директора Ильин И.В., пионервожатый Селифонов П.К. Особенно много погибших было среди выпускников 1940 года, попавших в самое пекло войны. Из этого выпуска в живых осталось меньше половины. Выпускник школы Грибков Николай Иванович пришёл с войны Героем Советского Союза.

Целая плеяда учителей школы в 50-е годы была награждена орденом Ленина: Алексеева Е.Н., Алексеева М.Ф., Фёдорова М.И., Бабашева А.Н., Венедиктова В.М.
В стенах Елатомской гимназии и школы путёвку в жизнь получили целые семейные династии. Все восемь братьев и сестёр Александровских прошли через её стены: Спирина (Александровская) Мария Алексеевна, заслуженная учительница, награждена медалью «За трудовую доблесть»; Александровский Алексей Алексеевич, член союза художников России, краевед; их младшие сёстры также работали в школе.
О выпускниках школы можно писать целое исследование.
Учителя, работающие сегодня, а их более 40 человек, более чем на 70% выпускники нашей школы. Былых заслуг немало, поэтому наряду с новыми задачами гораздо важнее сохранить традиции, высокий уровень образования и воспитания, который был характерен для школы всегда.
12 ноября 2012 года Елатомская средняя школа переехала в отреставрированное здание по адресу: ул. Ленина, 53 (бывший учебный комплекс ПУ-23).
Более подробную информацию и уникальные фотографии смотрите на страницах замечательного сайта о Елатьме, созданного выпускником школы - человеком с большой буквы, бережно сохраняющим историю родного посёлка, Зиновиным Николаем Геннадьевичем http://www.elatma2008.narod.ru/
Образование и формы обучения
Формы обучения: очная форма.
Информация о нормативных сроках обучения:
- Дошкольное общее образование: нормативный срок обучения - 5 лет (дети от 1,5 до 6,5 лет). Дошкольное образование готовит детей к получению начального общего образования.
- Начальное общее образование: нормативный срок обучения - 4 года (1 - 4 классы). На данной ступени образования реализуется основная образовательная программа начального общего образования, целью которой является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной шко4лы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
- Основное общее образование: нормативный срок обучения - 5 лет (5 - 9 классы). Основное общее образование обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего образования, создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению.
- Среднее общее образование: нормативный срок обучения - 2 года (10 - 11 классы). Среднее общее образование является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающим освоение обучающимися общеобразовательных программ среднего общего образования, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения.
Программа развития
Программа развития Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
"Елатомская средняя школа" Касимовского муниципального округа Рязанской области (2024 – 2028г.г.)
Цель программы:
Построение единого образовательного пространства и равных условий для всестороннего развития личности обучающихся с учетом их способностей и интересов, создание оптимальных условий для получения обучающимися качественного образования, сохранения здоровья, успешной самореализации в различных видах деятельности и осознанного выбора будущей профессии.
Задачи программы:
1. Проведение самодиагностики образовательной организации, определение уровня соответствия модели «Школа Минпросвещения России».
2. Управленческий анализ и проектирование условий перехода на следующий уровень соответствия модели «Школа Минпросвещения России» по 8 магистральным направлениям развития:
1) Знание: качество и объективность
2) Воспитание.
3) Здоровье.
4) Творчество.
5) Профориентация.
6) Учитель. Школьные команды.
7) Школьный климат.
8) Образовательная среда.
3. Выбор управленческого трека развития ОО:
- Модель «Внедрение обновленных ФГОС».
- Модель «Внедрение ФООП».
- Модель «Успешный учитель - успешный ученик».
- Модель «Одаренные дети».
- Модель «Школа – территория здоровья»
- Модель «Школа – центр семейного воспитания».
- Модель «Наставничество».
- Модель «Профориентация»
- Модель «Активные граждане страны»
4.Построение системы персонифицированного профессионального развития педагогов и руководителей ОО, обеспечивающую своевременную методическую подготовку с нацеленностью на достижение планируемых образовательных результатов.
5. Формирование предметно-пространственной среды в перспективе цифровизации образования для расширения возможности индивидуализации образовательного процесса с нацеленностью на достижение планируемых образовательных результатов.
6. Расширение возможности образовательного партнёрства для повышения качества освоения содержания учебных предметов в практическом применении.
7. Развитие управленческой модели школы.
8. Развитие направления работы с семьей (школа для ребёнка и для всей семьи).
9. Независимая оценка качества образования, а также система внутреннего аудита.
10. Повышение уровня безопасности, в том числе усиление антитеррористической защищенности объектов организации.
Планируемые результаты реализации Программы развития
• достигнуты показатели полного (эталонного) уровня «Школы Минпросвещения России», соответствие единым требованиям к образовательной среде, школьному климату, организации образовательной, просветительской, воспитательной деятельности;
• ОО работает по единым критериям и активностям, обеспечивает доступность качественного образования и предоставляет равные возможности для всех обучающихся;
• синхронизированы, взаимодействуют и дополняют друг друга учебный процесс, внеурочная деятельность и дополнительное образование;
• учитель является основополагающим элементом в системе качественного школьного образования и становления гражданственности обучающихся;
• разработаны и апробированы мероприятия, направленные на обучение, профессиональное развитие педагогов;
• семья – активный участник процесса социализации, выбора профессионального и жизненного пути, формирования мировоззрения;
• личностные результаты обучающихся формируются на основе развития их самосознания, самоопределения и морально- этической ориентации;
• создана воспитывающая среда, ориентированная на формирование патриотизма, российской гражданской идентичности, духовно-нравственной культуры на основе российских традиционных духовных и культурных ценностей;
• расширены партнерские отношения/ сетевое взаимодействие: заключены договоры с профессиональными учебными заведениями, предприятиями района и города.
Этапы реализации Программы развития:
Подготовительный этап (2024-2025): разработка направлений приведения образовательной системы школы в соответствие с задачами программы развития на 2024-2028 гг. и определение системы мониторинга реализации настоящей Программы.
Этап реализации (2026-2027): реализация сформированных моделей, текущий анализ и оценка результативности деятельности образовательного учреждения, коррекция реализации Программы развития на основе мониторинга эффективности работы по её внедрению.
Обобщающий этап (2028): итоговая диагностика реализации основных программных мероприятий, анализ итоговых результатов мониторинга реализации Программы, разработка стратегии дальнейшего развития ОО, обобщение позитивного опыта осуществления программных мероприятий, определение целей, задач и направлений стратегии дальнейшего развития школы.